Телефон в Петербурге:
+7 (812) 903-35-09

psychoanalyst-online

По мотивам двух критических статей о фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»

30 мая 2013 года.     Темы статьи: фильм-фильм-фильм   

«Ирония судьбы, или С легким паром» Психологический контекстНедавно в ЖЖ Александра Царева прочитала репост статьи психолога Сергея Зубарева «Ирония судьбы глазами психоаналитика». И заодно уж более раннюю, написанную без специфических психоаналитических терминов — статью Натальи Радуловой «Выключить Женю Лукашина» («…и смотрим опасный для души и сердца фильм – «Ирония судьбы, или С легким паром»).

Обе статьи достаточно едкие — описывающие качества не героев, нет — антигероев фильма. И, как мне показалось, оба автора задаются вопросом — почему, откуда такая трогательная привязанность к этим фильмам, в которых человеческие недостатки доведены до абсурда (абсурда ли?). Что это за сентиментальная ностальгия и ностальгия по чему?

Эта разгромная критика оправдана, на мой взгляд. Но верны ли выводы? Здесь есть два момента, которые следует иметь в виду.

Это ведь комедия, комедия и должна высмеивать, сам по себе этот фильм — гротеск.

Хотя я сама не люблю этот фильм, но могу понять тех, кто смотрит его: это что-то в стиле — «Бывает же такое», то есть бывает и хуже, чем я или бывает хуже, чем со мной.

Но этот фильм также о Тени, о том, что мы не хотим признавать в себе и видеть. И если быть совсем честными — честными с собой — у каждого из нас есть тень, от которой мы пытаемся убежать. По сути интеграция тени — одна из задач работы психолога. Но на самом деле, в сущности, это важная психологическая задача для любого человека!

«Тень» — термин аналитической психологии Карла Юнга. На мой вкус хорошо отношения с Тенью выражает произведение Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья».

А если в двух словах: у каждого человека есть качества, которые он в себе отрицает, не желает признавать и принимать. Это Тень. Но Тень может быть конструктивной, тогда мы говорим о «Золоте Тени».

Предположим, речь о сильном волевом человеке, который не позволяет себе проявлять чувства. Чувства прячутся в тени. Возможно, он боится показаться слабым, и поэтому не может себе позволить показывать чувства. Очевидно, что с этой тенью ему придется когда-нибудь познакомиться. Может ли быть жизнь полна красок без чувств?

Глубинные психологи могут еще рассказать о том, какие последствия могут быть у такого безэмоционального образа жизни — последствия для здоровья, так как исключение эмоций — прямой путь к психосоматическим заболеваниям.

 

Вернемся же к нашему фильму. Представляя собой целую коллекцию всевозможных теневых качеств, возможно этот фильм, чьи антигерои полны теневых качеств, парадоксальным образом целителен.

Позвольте вашему прошлому работать на ваше будущее уже сегодня!

Вам также может быть интересно почитать:

Анатомия абьюза. Как выглядит процесс восстановления. Фильм «Мой король»

Творческий кризис — что делать, как преодолеть?

Афера Томаса Крауна: 1968 и 1999 (фильм)